Много лет возвращался с февральской встречи в "Бору" с одним и тем же настроением. Там всегда задавался позитив: "Через два года все будет хорошо". Поджаться в год текущий, напрячься в следующий год, а уж год последующий всегда ожидался почти радужным. Банковское сообщество очень ценит эти встречи, где есть возможность из первых уст услышать оценку происходящего в экономике, узнать ближайшие планы, прогнозы, сверить свои ощущения с коллегами, как говорится, "вживую", поспорить, убедиться или усомниться в какой либо шумной точке зрения. Можно задать вопросы и получить ответы, чем собравшиеся всегда активно пользуются до исчерпания лимита времени.
1. Намерение приватизировать привлекательные и стратегически важные остатки госсобственности, включая пакеты некоторых банков, в период кризиса, как говорится, "на дне" цен. Понятно, что умные купить найдутся, а вот настолько ли безответственны "государственные продавцы"?
2. Много лет декларируемое импортозамещение совпадает с разговорами об отмене экономических санкций. Ставя себя на место отечественного производителя, хорошо понимаю его сомнения. Ну, потратим немалые средства, переоснастимся, начнем производить и замещать импорт, а "наверху" вдруг договорятся об отмене санкций или их смягчении. И куда тогда импортозамещающий товар продавать, когда цены и рынки снова изменятся не в нашу пользу? И вообще, какова доля реальности в мантрах об импортозамещении при открытых границах и свободном движении капитала? Это не экономика, это "Веселая ферма" какая то получается.
3. Девалютизация в банковской системе означает созданий условий, при которых банкам становится невыгодно привлекать валютные ресурсы (доля валютных пассивов банков составляет 35 %, а в крупнейших кредитных организациях - и все 37 %) и выдавать валютные кредиты. С позиций текущего момента все верно - шумиха вокруг "валютных ипотечников" началась немалая и системное решение проблемы еще не найдено. То есть, "в минусе" оказываются оба, и кредитор, и заемщик. А вот с позиций стратегических непонятно. Продекларированная недавно девалютизация направлена совершенно в противоположную сторону, чем идущая уже много лет борьба с оттоком капитала. Как эти два разнонаправленных процесса могут быть совмещены и чей приоритет будет выше? Девалютизировать расчеты за экспортные контракты России сейчас не по силам, да и желания большого не видно.
4. Вложенные за последние два года в банковский сектор почти 2 (два) триллиона рублей частично перекочевали в недоходные активы, достаточность капитала не увеличилась, просроченная кредитная задолженность выросла. Вновь анонсирована 600-миллиардная помощь, получатели ее все те же, значит и результат будет все тот же....
5. Чрезмерная доступность потребительских кредитов в 2011-2013 годах привела к логичному росту безнадежных кредитов и масштабным убыткам большинства банков, исповедовавших такую модель бизнеса. Законотворческим продолжением той кредитной вакханалии стали дополнения в "Закон о несостоятельности (банкротстве)" в части норм его применения к физическим лицам и внесенный в Госдуму законопроект о регулировании коллекторской деятельности. Многочисленные адвокаты быстро переключились с коллекторской деятельности на антиколлекторскую, обещая неудачливым заемщикам освобождение от всех долгов. И многие им верят, но их деньги снова уплывают кому то, а долги остаются.
1. Национальная платежная система "Мир" создана и есть надежда, что к концу года начнет работать. Не все идеально, да и дороговато в ней участие на сегодня стоит. Но, своя, хоть и с оговорками, и защищенная от внешних политических рисков.
2. При всей несуразности нашего членства в ВТО и итоговой его невыгодности для страны есть производственные предприятия, созданные с нуля, нашедшие свое место на рынке. Вот уж более 15 лет видим их и в нашем банке: производство полимерной продукции, метизов, строительных материалов, металлоизделий и конструкций.
3. Если рассмотреть сегодняшнюю банковскую систему страны, как единый банк, оценить его по объективным показателям финансовой устойчивости, видится условная "троечка". Подавляющее количество банков действует безо всякой поддержки со стороны государства, производит расчеты, привлекает и размещает денежные ресурсы, несмотря на общий негативный информационный фон и совсем не рыночные приемы "конкуренции".
Согласно банковскому законодательству с 1 января 2015 года в России не должно было остаться банков с капиталом менее 300 миллионов рублей, но до сегодняшнего момента количество таких банков устойчиво составляет порядка 50-ти, это видно из официальной статистики Банка России. Небольшие банки продолжают действовать, а это значит, что снижать количество действующих банков по любым основаниям никто не собирается и у Банка России сейчас совсем иные приоритеты в работе.
Главное, это надежность, работоспособность и эффективность, объективные показатели, ничего общего не имеющие с размером активов. И это разумно. Ведь, образно говоря, большое дерево не может устоять под натиском сильной бури, а гибкий кустарник, пригнувшись под шквалом ветра, распрямляется и продолжает расти